8 000 000 00 00

Искусство и литература Ингушетии
Закажите обратный звонок.

Есть вопросы?
Позвоните нам.

8 000 000 00 00 

8 000 000 00 00

ГлавнаяСтатьиТрадиционные ремесла ингушей. Ткачество, шелководство

Традиционные ремесла ингушей. Ткачество, шелководство

12 мая 2016 - Администратор

Женщина за ткацким станкомПрядением, ткачеством, вязанием, валянием войлока, изготовлением бурок занимались чуть ли не в каждой семье. «О том, что изготовление шерстяных тканей было в то время самым распространенным домашним делом женской половины большой семьи, каждого рода, можно судить по многочисленным находкам глиняных пряслиц». Ткачество являлось одним из основных видов женского труда. Женщины «изготавливают тонкую шерстяную материю, которая используется в шитье одежды для них самих, ...мужей и детей», - писал Ю. Клапрот (2008). «Жены у них портные, ткачи, швеи, тесемщицы», - отмечал С. Броневский (1823). <…>

Техника ткачества имела идентичной характер у многих народов Кавказа. Мастерицы работали так быстро, что исследователям трудно было понять неуловимые движения рук и технику работы.

Особого искусства требовало изготовление мягкой шерстяной ткани (исхали). Производство сукна было развито во всех ингушских селениях. Женщины делали из шерсти домотканое сукно (маша). Сукно могло быть цвета шерсти, но его могли и окрашивать. Для изготовления красок использовались листья мелкого ореха, дикой лесной яблони, кора дуба, ольхи, грецкого ореха, шелуха лука и т.п., из которых получали черный, желтый, коричневый и другие цвета. В более поздний период краски покупали на рынках. Во время прядения могли просто смешивать черную и белую шерсть. Крашеную ткань для сушки вывешивали на веревку, при этом к концам материи подвешивали какой-либо груз, чтобы равномерно растянуть ткань.

Из сукна шили одежду для членов семьи: бешметы (г1овтал), башлыки (палчакхаш), платья (кочамаш); женские головные уборы: шаль с бахромой (чачакхаш йола йовлакх), большие платки (машилгаш), которые накидывали на голову так, чтобы один конец платка свисал спереди, другой сзади. Тот кусок сукна, который предназначался для изготовления башлыка, ингушские мастерицы из с. Бамут стирали в сыворотке. Из сукна шили повседневные мужские и женские черкески (чокхи), праздничные - из привозных тканей. Девушки предпочитали использовать для платья светлые ткани, старшие женщины - сукно бордового цвета. Каждая деталь черкес­ки имела свое смысловое значение. Рукава - падуги праздничной черкески покрывали кисти рук девушки, предохраняя от случайного прикосновения чужого мужчины. Мужская черкеска тоже имела падуги, которые во время танца прикрывали руки. Нередко изделия шили из привозных тканей, которые купцы рулонами (тупаш) привозили из Турции, Китая, других регионов. Черкески, башлыки и другие изделия ингушских мастериц имели спрос на Кавказе. О.В. Маркграф отмечал, что терские казаки покупали их в огромном количестве на рынках Северного Кавказа.

Шелк попал на Кавказ по Великому Шелковскому пути, ответвления ко­торого проходили и через горы Центрального Кавказа. В средние века он уже был хорошо знаком ингушским женщинам. Описывая женскую одежду из могильников с. Эгикал, Е. Крупнов отмечал на некоторых из них верхнюю одежду из шелка красного, синего, зеленого и оранжевого цветов; на талии пояс, на котором крепилась сумочка с шелковыми цветными нитками, иглами и наперстками.

Привозным шелком торговали на рынках. Материал этот особо ценился девушками. Постепенно в хозяйстве было освоено шелкоткачество. В XIX-XX вв. ингушские женщины занимались разведением шелкопряда (салазаш) и производством шелка. По рассказу информанта из с. Барсуки Шафиат Гагиевой грену шелкопряда «помещали в маленькую коробку и давали им в качестве корма листья тутовника (гаьнкомар). Шелкопряды очень быстро росли. Затем их перекладывали и снова кормили листьями. На каком-то этапе они начинают вырабатывать тонкую шелковую нить». «Питание устарелым листом вызывает плохое развитие и небольшой урожай коконов», -писали в июне 1927 г. в газете «Сердало» о результатах работы населения по разведению шелкопряда. «Из ниток готовили ткани и шили традиционно наиболее значимую одежду, шили башлыки (палчакхаш), плетением делали тесемки (инзаш), вязали ажурные шелковые платки больших размеров (дегаь даьре йовлакх). Посреди платка делали вышивкой узоры в виде цветов и ингушских орнаментов. Их надевали в праздники, использовали в день свадьбы в качестве шали-накидки для невесты и т.д. Косынки эти красили и в разные цвета».

 

З.М.-Т.Дзарахова
(из книги «Ингуши».
Москва. Изд. «Наука». 2013.
Серия «Народы и культуры»)

 

Отзывы (0)

Ингушские пословицы

Гаьго яьхар даьр бакъахьа ваьннавац || Желудку потакать – добра не видать