8 918 812 72 73

Искусство и литература Ингушетии
Закажите обратный звонок.

Есть вопросы?
Позвоните нам.

Корзина пуста.

Корзина
ГлавнаяСтатьиТрадиционные ремесла ингушей. Обработка шерсти

Традиционные ремесла ингушей. Обработка шерсти

14 октября 2015 - Администратор

Развитию промыслов по обработке шерсти способствовало овцеводство. Из шерсти выделывали войлоки (б1ег1инг), ковры, ковровые изделия, платки, носки, обувь, бурки и др. Так, И. Бларамберг отмечал, что в шерстяных чехлах горцы хранят длинные ружья. Горская курдючная порода овец давала сравнительно много шерсти. Стрижку овец проводили раз в году, сезон стрижки длился полтора-два месяца: с конца августа до начала сентября. <…>

Войлоки в хозяйстве горца представляли большую ценность: их стелили в люльку и на кровать, использовали как матрасы и одеяла, войлочными коврами застилали полы и употребляли в качестве молитвенных ковриков. В каждом селении были мастерицы по изготовлению войлочных паласов. Их двор бывал заполнен многочисленными войлоками, которые они сами изготовляли и красили. Процесс обработки шерсти при создании различных изделий из войлока был одинаковым. В его основе лежал принцип схватывания шерсти с помощью клеящих веществ, которые в ней содержались. Для этого на хлопчатобумажный материал соответствующего размера накладывали тонкими слоями шерсть, опрыскивая ее горячей водой с мыльным раствором.

Затем начинался процесс валяния. Женщины, сидя на коленях, раскатывали войлок, скручивая в трубу. От тяжелой работы у мастериц нередко бывали ободранными руки от кистей до локтя. Развернув полотно, войлок оставляли на солнце для того, чтобы он высох и не имел запаха. После этого снова валяли (катали) войлок, убрав подстилку. Готовый войлок вытягивали и приступали к изготовлению изделия. Войлоки для ковров и бурок были разной толщины. Предназначенные для ковров войлоки красили в синий, зеленый, красный, оранжевый и желтый цвета. Порой использовали натуральные цвета шерсти - белый, серый, коричневый, черный.

Для создания войлока с врезными орнаментами один и тот же орнамент мастерицы вырезали из войлоков разных цветов и сшивали с войлоками других цветов. Контур каждой отдельной части рисунка выделяли белым шерстяным кантом. Войлочные узорные изделия были сплошь покрыты солярными и геометрическими знаками. Мотивами для коврового узора служили оленьи рога, символические изображения солнца, полумесяца, растительный орнамент. По краю ковра делали бордюр из криволинейных форм. Обычно композиция ингушского ковра была симметричной, что не совсем характерно для традиций горской эстетики. «Ингушские ковры... интересны своими оригинальными и своеобразными рисунками и той наивной простотой, которая проглядывает во всей композиции», - писал И. Щеблыкин (1928).

Некоторые мастерицы славились своим искусством по всей Ингушетии. К наиболее талантливым обращались с заказами сельчане и торговцы. В с. Ангушт жила известная ковровщица Мурзабекова. Эсет Шутурова из с. Камбилеевское вывезла с собой в годы депортации (1944-1957) лекала с ингушскими орнаментами и со временем стала использовать их при изготовлении шерстяных одеял. Ингушские мастерицы делали не только войлочные, но и ворсовые ковры. Специальные станки для ковроткачества зафиксировали в своих письменных и фотоматериалах исследователи кустарных промыслов ингушей. В 1920-1930-е годы были созданы мастерские по изготовлению ковров в сел. Базоркино и Камбилеевское.

Войлочные бурки изготовляли чаще всего из черной шерсти, реже - из белой. Бурку на Кавказе ценили все. По словам кавказоведа М. Агларова, бурка сопровождала горца всю жизнь. Она защищала хозяина от холода и сабельных ударов в бою, от дождя и ружейных пуль, буркой разнимали мужчин, обнаживших оружие, буркой накрывали погибшего в бою. Бурка всегда была в числе значимых подарков для дорогих гостей. Центрами по изготовлению бурок в Ингушетии были сел. Базоркино и Яндиево.

Умениями обрабатывать шерсть и изготавливать из нее различные изделия должны были обладать все семьи. Чаще всего так и было. <…> Из шерсти вязали различные изделия: носки (пазаташ), варежки (кулгахйоллорргаш), чулки (лакха пазаташ), шапки (кийнаш). Из козьей шерсти вязали теплые пуховые платки (газа петара цхарал). Лечебными считались изделия, связанные из козьей шерсти и шерсти черного барана (1аържа тха). Редкой и желанной для вязки была шерсть серого цвета. Приемы обработки шерсти и изготовления продукции из шерсти были схожими у многих народов Кавказа, и в то же время изделия отличались орнаментацией и цветовой гаммой.

Современные мастерицы все чаще обращаются к старинным орнаментам, восстанавливая и совершенствуя растительные мотивы по редким образцам ковров старых мастеров. Мастером войлочного искусства можно назвать сегодня Райхант Ахильгову, которая создает войлочные ковры (истинги) по старинным образцам. Делая врезные аппликации, она использует ингушские орнаменты, затем обводкой из тесьмы выделяет контуры рисунков. Овладела искусством по обработке шерсти и изготовлению войлочной продукции Мадина Мартазанова. В числе лучших ее произведений можно назвать «Орнаментальный коврик рода Хамхоевых», ковровые гобелены «Возрождение», «Ноктюрн» и др. Зейнап Илиева создает оригинальные ковры с орнаментами из геометрических фигур и растительных узоров, используя комплексно технику работы с войлоком и кожей. На всю страну прославилась искусством ковроделия Заслуженный деятель искусств РИ Роза Тангиева. Она овладела в совершенстве искусством создания ворсовых ковров и создает целые сюжеты из жизни народа. В ее коллекции сегодня более 100 произведений: ковры разных размеров с изображениями пейзажей, башенной архитектуры, молитвенные коврики с исламской символикой. Сотканные ею ковры «Башня», «Платок примирения», «Мир Кавказу» и многие другие покоряют зрителей многочисленных выставок в республике, стране и за рубежом.

 

З.М.-Т.Дзарахова
(из книги «Ингуши».
отв. редакторы М.С.-Г Албогачиева,
А.М. Мартазанов, Л.Т. Соловьева.
Москва. Изд. «Наука». 2013.
Серия «Народы и культуры»)

Отзывы (0)

Ингушские пословицы

Гаьннарча наькъах ваьннавале говр ший ма та яхийта || Выехал в дальний путь – не торопи коня