8 000 000 00 00

Искусство и литература Ингушетии
Закажите обратный звонок.

Есть вопросы?
Позвоните нам.

8 000 000 00 00 

8 000 000 00 00

ГлавнаяСтатьиПерсональная выставка Иссы Аушева «Прикоснись к душе Кавказа»

Персональная выставка Иссы Аушева «Прикоснись к душе Кавказа»

14 февраля 2015 - Администратор

Имя талантливого живописца, народного художника Республики Ингушетия, заслуженного художника Чеченской Республики, члена Союза художников России Иссы Мусаевича Аушева широко известно не только в профессиональных кругах художников, но и большой зрительской аудитории нашей страны. В 2013 году художнику исполнилось 55 лет, это знаменательное событие отмечается юбилейной выставкой «Прикоснись к душе Кавказа» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, на которой представлены работы, созданные в различные периоды творческой деятельности.

 

Родился И.М.Аушев 4 февраля 1958 года в селении Первомайское Первомайского района Чечено-Ингушской АССР. После окончания восьмилетней школы, в 1973 году, поступил в Северо-Осетинское педагогическое училище на художественно-графический факультет, успешно окончив его в 1976 году. В 1986 году поступил, а в 1988 году окончил художественное училище в городе Грозный по специальности художник-декоратор. В 1992 году окончил художественно-графический факультет Чечено-Ингушского педагогического института. Впервые творчество начинающего художника было представлено на суд зрителей выставкой его работ в войсковой части, где Исса проходил службу в Вооруженных силах СССР в Чехословакии с 1977 по 1980 годы. Живописный талант молодого солдата был по достоинству оценен в 1980 году и отмечен орденом «Братство по оружию». Выбор профессии художника был определен еще и благодаря целому ряду обстоятельств. Жизнь среди ярких художественных индивидуальностей и творческое общение с известными мастерами-живописцами, одним из которых является Народный художник Российской Федерации Мурад Махиевич Полонкоев, оказали огромное влияние на становление молодого художника. Это, прежде всего, совместные выезды на пленэр и активная выставочная деятельность, которые позволили проявить незаурядные способности Иссы Аушева.

В настоящее время мастер успешно совмещает активную творческую деятельность с педагогической работой. С 1993 года он возглавляет коллектив Детской художественной школы Сунженского района Республики Ингушетия. За время работы в школе ему удалось собрать вокруг себя очень талантливых, преданных делу людей, единомышленников. Атмосфера здорового соперничества, дружеской поддержки и доброжелательности, установившаяся в школе, помогает не только творчески расти преподавателям, но и испытывать радость и интерес от общения с учениками школы, многие из которых выбрали непростую профессию художника. Исса Аушев также активно занимается поддержкой молодых начинающих художников и является организатором многочисленных выставок в разных городах Северного Кавказа.

 Важнейшее качество, присущее творчеству Иссы Аушева и соответствующее характеру художника - искренность, которой наполнены практически все его работы. Насколько незавуалированно проявляет художник свою позицию в жизни, в общении, настолько и живопись его открыта по отношению к зрителю, ясна по мировосприятию. Эта живопись не оставляет равнодушным, мимо нее нельзя пройти, не останавливаясь, она может либо привлекать, либо столь же категорично отвергаться - промежуточное зрительское отношение здесь практически исключено.

Именно в горах Ингушетии художник находит источник вдохновения, который помогает ему создавать пейзажные произведения. Он виртуозно сочетает в своих работах строгость классической живописи и воздушность современного импрессионизма.

Все творчество Иссы Аушева проникнуто стремлением создать широкий, объемный образ родины во всем ее нравственном и духовном своеобразии. Для этого, используя классические художественные традиции, художник передает на холсте величие природы Ингушетии, вызывающей ощущение несоразмерности слабого естества человека рядом с грандиозностью кавказских горных ландшафтов. Что же привлекательного для художника в горном ландшафте? Прежде всего, открывающиеся перед взором необъятные по размерам пространства, не доступные полностью никакому объективу фотоаппарата.

Есть такие художники, для которых изображение природы - смысл творчества. Это особая категория мастеров, умеющая только в пейзаже наиболее точно и глубоко выразить свои чувства, свои мысли, свое мироощущение. Ограничив многообразие живописи рамками одного жанра, они целеустремленно осваивают его многообразную структуру, живописную специфику, пластические возможности. Пейзажная тема в творчестве Иссы Аушева обозначила не только высокий профессионализм, исключительное мастерство и узнаваемость почерка, но и убедительно показала, что художник продолжает традиции отечественной живописной школы.

Живописный стиль Иссы Аушева оригинален и легко узнается. Его отличают использование широкой кисти, цветовые обобщения, предельно точно выбранные тончайшие оттенки цвета, ясность композиционного построения картины. В первую очередь художника интересует цвет предметов. Он спокойно и с кажущейся небрежностью сталкивает цветовые массы, которые под его кистью спаиваются в единый уже неразрушимый аккорд. Они не «расползаются», не бегут друг от друга, а притягиваются друг к другу и образуют совместно изысканное и вместе с тем устойчивое созвучие. Из-под неторопливого бега кисти появляются то маленькое селение, то величавая горная гряда, то лесные массивы, то могучие древние башенные комплексы. Каждая картина Иссы Аушева представляет собой, иными словами, некий крепко и красиво завязанный узел.

Есть художники, которые, подбирая эффектные цветовые сочетания, подчеркивая красоту линии и формы, создают прелестные безмятежные произведения, заведомо призванные понравиться большинству зрителей. Исса Аушев принципиально уходит в своем творчестве от какой-либо «красивости». Для него главное в искусстве - предельно правдиво показать содержание жизни горной природы во всей доступной ей глубине.

Он пишет простые и правдивые картины. Но простота его произведений далека от примитивности. Художник отказывается от надуманной усложненности подачи. В его работах есть образная глубина, в их простоте заключена сложность, которая сродни сложности самой жизни.

Существует грань между условностью и достоверностью в изобразительном искусстве. Точно ее сгущая, мастер показывает не прямое, «зеркальное» отражение пейзажных и бытовых мотивов в картине, а создает композиции, заключающие в себе обобщение. За реально изображенными деталями, типичными и характерными моментами стоит философское осмысление действительности. В картинах живописца нет сиюминутного, преходящего.

Весна и лето, осень и зима, сменяя друг друга в неумолимой закономерности, дают художнику обширный материал для создания произведений. От холста к холсту ведет художник свой неторопливый монолог о жизни горной природы.

 При всем сходстве композиционных приемов в работах, они не повторяют друг друга: покой и уравновешенность в картине «Весна в Дагестане», в другой работе «Старая изба» - чувство умиротворенности и ностальгии в изображении старого дома с пробивающимся оранжевым светом сквозь маленькие окошки. Тревожное чувство возникает при взгляде на обрывистые овраги первого плана и высокое, зловещее, свинцовое небо над островком доброты и тепла в картине «Овраги». В них опосредованно находят свое выражение переживания художником современных испытаний в жизни людей - мысли о человеке, его жилище, о породившей его земле.

Драматизм, казалось бы, безмятежной и спокойной жизни оборачивается трагическим крушением в работе «Между жизнью и смертью». Своеобразным дополнением к галерее созданных произведений художника является картина «Неукротимый». Могучий гнедой конь встал на дыбы перед всадником, пытающимся его укротить. Всадник, держа хворостину в руке, старается схватить за удила сильного, горячего гнедого коня. Художник заставляет зрителя остро почувствовать удаль и ловкость всадника, увлечься красотой этой сцены. Четко выделяясь на фоне горного пейзажа, образующего основную цветовую гамму картины, фигуры всадника и коня главенствуют в композиции, которая отличается большой собранностью и лаконизмом.

Небольшая горная река в пейзаже «Река Сунжа» разлилась так широко, что лишь по прибрежным кустам и деревьям можно догадаться о ее русле. Эту стихию воды художник пишет темпераментно, широким мазком, создавая впечатление, что на холст перенесено только что увиденное, поразившее живописца мгновение.

 Сопоставление пейзажей, написанных, как и все произведения художника, с натуры, дает представление об определяющей роли света в его работах. Переходящее состояние в горной местности, когда свет меняется буквально каждое мгновение, требует от художника большой концентрации сил и необходимости неоднократно возвращаться к одному и тому же мотиву, чтобы уловить нужный момент освещения.

В картине «Баркин» зритель стоит спиной к солнцу, поднимающемуся из-за деревьев, от которых падают длинные холодные тени, закрывая весь первый план. От них еще исходит ощущение ночной прохлады, но, кажется, пройдет мгновение, и тени, уменьшаясь, будут отступать - вся поляна, овраг и лес зальются светом, а воздух наполнится птичьими голосами, радостно возвещая о начале солнечного дня. Иное состояние в пейзажах «Тарш» и «Кхыйрах». Тихо прощаются в угасающем дне горные громады, окружающие башни. Пелена надвигающихся сумерек уже укрыла всю нижнюю часть пейзажа, где смутно различимы заросли и очертания кустов. Верхушки башен горят в закатных лучах, удерживая последние мгновения этого праздника света. Еще несколько минут и все превратится в темный силуэт на фоне теплого охристого неба, и оно, постепенно темнея, вберет холодные краски ночи. В картине «Эгикал» просторное небо над скудной степной равниной с дорогой и одинокими полуразрушенными башнями, затерянными в пространстве, навевают противоречивые мысли. Общий тон полотна выражает не просто конкретное состояние природы, а человеческие переживания. Родовое гнездо, дававшее уверенность, душевное спокойствие и последнее пристанище его хозяевам, не пощадила разрушительная сила времени. Старинные башни, где протекала хлопотливая жизнь и вырастали дети, ассоциируется с птицей, покинувшей свое гнездо.

В своей работе живописец никогда не дифференцирует изображаемый предмет, не допускает небрежностей в деталях, у него не бывает непроработанных участков на хосте. Продуманная композиция, чистота рисунка, живописная культура - суть его творчества. Именно они позволяют мимолетный мотив превратить в произведение искусства.

Исса Мусаевич Аушев признается, что всегда испытывает волнующее чувство творца при работе над картиной. Еще не раз творческие достижения художника будут радовать и восхищать всех, кому удастся увидеть его произведения. Признание зрителей и коллег, заслуженные награды, участие в многочисленных выставках - лучшее тому подтверждение.

 

Лейла Алмазова,
ведущий научный сотрудник
Государственного музея
изобразительных искусств
Республики Ингушетия

(Из каталога выставки)

Рекомендуемые товары

Отзывы (0)

Ингушские пословицы

ЙоI мел йолча наьна йоI дика хул, нус мел йолча маьр-наьна нус во хул || У всех матерей дочери хорошие, у всех свекровей снохи плохие