8 000 000 00 00

Искусство и литература Ингушетии
Закажите обратный звонок.

Есть вопросы?
Позвоните нам.

8 000 000 00 00 

8 000 000 00 00

ГлавнаяСтатьиПерсональная выставка Иссы Аушева «Прикоснись к душе Кавказа»

Персональная выставка Иссы Аушева «Прикоснись к душе Кавказа»

14 февраля 2015 - Администратор

Имя талантливого живописца, народного художника Республики Ингушетия, заслуженного художника Чеченской Республики, члена Союза художников России Иссы Мусаевича Аушева широко известно не только в профессиональных кругах художников, но и большой зрительской аудитории нашей страны. В 2013 году художнику исполнилось 55 лет, это знаменательное событие отмечается юбилейной выставкой «Прикоснись к душе Кавказа» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, на которой представлены работы, созданные в различные периоды творческой деятельности.

 

Родился И.М.Аушев 4 февраля 1958 года в селении Первомайское Первомайского района Чечено-Ингушской АССР. После окончания восьмилетней школы, в 1973 году, поступил в Северо-Осетинское педагогическое училище на художественно-графический факультет, успешно окончив его в 1976 году. В 1986 году поступил, а в 1988 году окончил художественное училище в городе Грозный по специальности художник-декоратор. В 1992 году окончил художественно-графический факультет Чечено-Ингушского педагогического института. Впервые творчество начинающего художника было представлено на суд зрителей выставкой его работ в войсковой части, где Исса проходил службу в Вооруженных силах СССР в Чехословакии с 1977 по 1980 годы. Живописный талант молодого солдата был по достоинству оценен в 1980 году и отмечен орденом «Братство по оружию». Выбор профессии художника был определен еще и благодаря целому ряду обстоятельств. Жизнь среди ярких художественных индивидуальностей и творческое общение с известными мастерами-живописцами, одним из которых является Народный художник Российской Федерации Мурад Махиевич Полонкоев, оказали огромное влияние на становление молодого художника. Это, прежде всего, совместные выезды на пленэр и активная выставочная деятельность, которые позволили проявить незаурядные способности Иссы Аушева.

В настоящее время мастер успешно совмещает активную творческую деятельность с педагогической работой. С 1993 года он возглавляет коллектив Детской художественной школы Сунженского района Республики Ингушетия. За время работы в школе ему удалось собрать вокруг себя очень талантливых, преданных делу людей, единомышленников. Атмосфера здорового соперничества, дружеской поддержки и доброжелательности, установившаяся в школе, помогает не только творчески расти преподавателям, но и испытывать радость и интерес от общения с учениками школы, многие из которых выбрали непростую профессию художника. Исса Аушев также активно занимается поддержкой молодых начинающих художников и является организатором многочисленных выставок в разных городах Северного Кавказа.

 Важнейшее качество, присущее творчеству Иссы Аушева и соответствующее характеру художника - искренность, которой наполнены практически все его работы. Насколько незавуалированно проявляет художник свою позицию в жизни, в общении, настолько и живопись его открыта по отношению к зрителю, ясна по мировосприятию. Эта живопись не оставляет равнодушным, мимо нее нельзя пройти, не останавливаясь, она может либо привлекать, либо столь же категорично отвергаться - промежуточное зрительское отношение здесь практически исключено.

Именно в горах Ингушетии художник находит источник вдохновения, который помогает ему создавать пейзажные произведения. Он виртуозно сочетает в своих работах строгость классической живописи и воздушность современного импрессионизма.

Все творчество Иссы Аушева проникнуто стремлением создать широкий, объемный образ родины во всем ее нравственном и духовном своеобразии. Для этого, используя классические художественные традиции, художник передает на холсте величие природы Ингушетии, вызывающей ощущение несоразмерности слабого естества человека рядом с грандиозностью кавказских горных ландшафтов. Что же привлекательного для художника в горном ландшафте? Прежде всего, открывающиеся перед взором необъятные по размерам пространства, не доступные полностью никакому объективу фотоаппарата.

Есть такие художники, для которых изображение природы - смысл творчества. Это особая категория мастеров, умеющая только в пейзаже наиболее точно и глубоко выразить свои чувства, свои мысли, свое мироощущение. Ограничив многообразие живописи рамками одного жанра, они целеустремленно осваивают его многообразную структуру, живописную специфику, пластические возможности. Пейзажная тема в творчестве Иссы Аушева обозначила не только высокий профессионализм, исключительное мастерство и узнаваемость почерка, но и убедительно показала, что художник продолжает традиции отечественной живописной школы.

Живописный стиль Иссы Аушева оригинален и легко узнается. Его отличают использование широкой кисти, цветовые обобщения, предельно точно выбранные тончайшие оттенки цвета, ясность композиционного построения картины. В первую очередь художника интересует цвет предметов. Он спокойно и с кажущейся небрежностью сталкивает цветовые массы, которые под его кистью спаиваются в единый уже неразрушимый аккорд. Они не «расползаются», не бегут друг от друга, а притягиваются друг к другу и образуют совместно изысканное и вместе с тем устойчивое созвучие. Из-под неторопливого бега кисти появляются то маленькое селение, то величавая горная гряда, то лесные массивы, то могучие древние башенные комплексы. Каждая картина Иссы Аушева представляет собой, иными словами, некий крепко и красиво завязанный узел.

Есть художники, которые, подбирая эффектные цветовые сочетания, подчеркивая красоту линии и формы, создают прелестные безмятежные произведения, заведомо призванные понравиться большинству зрителей. Исса Аушев принципиально уходит в своем творчестве от какой-либо «красивости». Для него главное в искусстве - предельно правдиво показать содержание жизни горной природы во всей доступной ей глубине.

Он пишет простые и правдивые картины. Но простота его произведений далека от примитивности. Художник отказывается от надуманной усложненности подачи. В его работах есть образная глубина, в их простоте заключена сложность, которая сродни сложности самой жизни.

Существует грань между условностью и достоверностью в изобразительном искусстве. Точно ее сгущая, мастер показывает не прямое, «зеркальное» отражение пейзажных и бытовых мотивов в картине, а создает композиции, заключающие в себе обобщение. За реально изображенными деталями, типичными и характерными моментами стоит философское осмысление действительности. В картинах живописца нет сиюминутного, преходящего.

Весна и лето, осень и зима, сменяя друг друга в неумолимой закономерности, дают художнику обширный материал для создания произведений. От холста к холсту ведет художник свой неторопливый монолог о жизни горной природы.

 При всем сходстве композиционных приемов в работах, они не повторяют друг друга: покой и уравновешенность в картине «Весна в Дагестане», в другой работе «Старая изба» - чувство умиротворенности и ностальгии в изображении старого дома с пробивающимся оранжевым светом сквозь маленькие окошки. Тревожное чувство возникает при взгляде на обрывистые овраги первого плана и высокое, зловещее, свинцовое небо над островком доброты и тепла в картине «Овраги». В них опосредованно находят свое выражение переживания художником современных испытаний в жизни людей - мысли о человеке, его жилище, о породившей его земле.

Драматизм, казалось бы, безмятежной и спокойной жизни оборачивается трагическим крушением в работе «Между жизнью и смертью». Своеобразным дополнением к галерее созданных произведений художника является картина «Неукротимый». Могучий гнедой конь встал на дыбы перед всадником, пытающимся его укротить. Всадник, держа хворостину в руке, старается схватить за удила сильного, горячего гнедого коня. Художник заставляет зрителя остро почувствовать удаль и ловкость всадника, увлечься красотой этой сцены. Четко выделяясь на фоне горного пейзажа, образующего основную цветовую гамму картины, фигуры всадника и коня главенствуют в композиции, которая отличается большой собранностью и лаконизмом.

Небольшая горная река в пейзаже «Река Сунжа» разлилась так широко, что лишь по прибрежным кустам и деревьям можно догадаться о ее русле. Эту стихию воды художник пишет темпераментно, широким мазком, создавая впечатление, что на холст перенесено только что увиденное, поразившее живописца мгновение.

 Сопоставление пейзажей, написанных, как и все произведения художника, с натуры, дает представление об определяющей роли света в его работах. Переходящее состояние в горной местности, когда свет меняется буквально каждое мгновение, требует от художника большой концентрации сил и необходимости неоднократно возвращаться к одному и тому же мотиву, чтобы уловить нужный момент освещения.

В картине «Баркин» зритель стоит спиной к солнцу, поднимающемуся из-за деревьев, от которых падают длинные холодные тени, закрывая весь первый план. От них еще исходит ощущение ночной прохлады, но, кажется, пройдет мгновение, и тени, уменьшаясь, будут отступать - вся поляна, овраг и лес зальются светом, а воздух наполнится птичьими голосами, радостно возвещая о начале солнечного дня. Иное состояние в пейзажах «Тарш» и «Кхыйрах». Тихо прощаются в угасающем дне горные громады, окружающие башни. Пелена надвигающихся сумерек уже укрыла всю нижнюю часть пейзажа, где смутно различимы заросли и очертания кустов. Верхушки башен горят в закатных лучах, удерживая последние мгновения этого праздника света. Еще несколько минут и все превратится в темный силуэт на фоне теплого охристого неба, и оно, постепенно темнея, вберет холодные краски ночи. В картине «Эгикал» просторное небо над скудной степной равниной с дорогой и одинокими полуразрушенными башнями, затерянными в пространстве, навевают противоречивые мысли. Общий тон полотна выражает не просто конкретное состояние природы, а человеческие переживания. Родовое гнездо, дававшее уверенность, душевное спокойствие и последнее пристанище его хозяевам, не пощадила разрушительная сила времени. Старинные башни, где протекала хлопотливая жизнь и вырастали дети, ассоциируется с птицей, покинувшей свое гнездо.

В своей работе живописец никогда не дифференцирует изображаемый предмет, не допускает небрежностей в деталях, у него не бывает непроработанных участков на хосте. Продуманная композиция, чистота рисунка, живописная культура - суть его творчества. Именно они позволяют мимолетный мотив превратить в произведение искусства.

Исса Мусаевич Аушев признается, что всегда испытывает волнующее чувство творца при работе над картиной. Еще не раз творческие достижения художника будут радовать и восхищать всех, кому удастся увидеть его произведения. Признание зрителей и коллег, заслуженные награды, участие в многочисленных выставках - лучшее тому подтверждение.

 

Лейла Алмазова,
ведущий научный сотрудник
Государственного музея
изобразительных искусств
Республики Ингушетия

(Из каталога выставки)

Рекомендуемые товары

Отзывы (0)

Ингушские пословицы

Визача хьаьший бIарг наIаргахьа берз || Сытый гость на дверь поглядывает