8 000 000 00 00

Искусство и литература Ингушетии
Закажите обратный звонок.

Есть вопросы?
Позвоните нам.

8 000 000 00 00 

8 000 000 00 00

ГлавнаяСтатьиПерсональная выставка Башира Даурбекова "О чем не расскажешь словами"

Персональная выставка Башира Даурбекова "О чем не расскажешь словами"

4 марта 2015 - Администратор

Пейзажи пишут многие художники. Для одних это своего рода «тренировка глаза», возможность сохранять остроту восприятия цвета; для других пейзаж может быть поиском фона для задуманной композиции; третьи пишут естественную среду, где природа - место действия героев картины, а пейзаж целиком подчинен ее замыслу. Но есть такие художники, для которых изображение природы - смысл творчества. Это особая категория живописцев, умеющих только в пейзаже наиболее полно и глубоко выразить свои чувства, свои мысли, свое мироощущение. Ограничив многообразие живописи рамками одного жанра, они целеустремленно осваивают его многообразную структуру, живописную специфику, пластические возможности. Пейзаж один из наиболее эмоциональных жанров искусства. Им нельзя овладеть без искренней любви художника к природе, и только глубоко переживаемое впечатление рождает произведение, в котором зритель, вслед за художником, может увидеть в давно знакомом и будничном уголке природы нечто поразительное новое и волнующее.

Творческий путь талантливого ингушского художника Башира Даурбекова был определен с начала профессиональной деятельности - это лирический пейзаж.

Родился художник 27 мая 1954 года в селении Федоровка Кустанайской области Казахской ССР. В 1988 году окончил Краснодарское художественное училище. Является членом Союза художников России и Союза художников Республики Ингушетия. В настоящее время мастер преподает в детской художественной школе города Назрань, на данный момент воспитав не одно поколение талантливой молодежи. Многие из его воспитанников выбрали непростую профессию художника.

Писать о живописи Башира Даурбекова одновременно и легко, и трудно. Его живопись эмоциональна, естественна, ясна и воздушна, ему удается погрузить зрителя в свой созданный образный мир - особое символическое пространство, где человек - лишь маленькая частичка природы и пассивный участник великого круговорота бытия.

Невольно возникает вопрос, каков этот мир? Не исчезнет ли он через мгновенье, распавшись на неопределенные фрагменты как сон, оставляющий смутные воспоминания? Художник предан «чистой природе» и своим искусством утверждает ценность и значимость обыденных, издавна знакомых нам уголков родного края. Достаточно назвать такие его произведения, как «Старая мельница», «Поздняя осень. Барсуки» и многие другие, в которых мастерство художника как настоящего пейзажиста заключается в том, что уже в натурном мотиве он умеет определить и выделить главное, найти характерные черты и детали, которые присущи только изображаемому месту. И, таким образом, подчеркнуть его очарование и уникальность.

Башир Даурбеков - мастер горных пейзажей, в которых красота гор с их чистотой и прозрачностью красок вторит душевному состоянию художника. Работы «Селение Баркин. Утро», «Вовнушки», «Селение Ний» изображают горные ландшафты Ингушетии, виды древних башен. Картины неоднородны по своей тематике и композиционному строю: одни насыщенные и напряженные, другие светлые и лиричные, но объединяет их щемящая, иногда суровая красота родной земли.

Художник много работает в разное время года, но особенно плодотворно и интенсивно - осенью и зимой. Сопоставление трех зимних пейзажей «Зимнее утро», «Пасмурный день» и «Зимний пейзаж. Вечереет», написанных живописцем с натуры, дают ясное представление об определяющей роли света в работах мастера. Утро, день, вечер. Радостное ожидание утра, наступление яркого, сверкающего миллионами огоньков снега, освещенного солнцем дня и легкая грусть вечернего прощания — эти три разных состояния природы решены не только цветовым решением, но и живописной фактурой. Легкая, почти акварельная живопись в утреннем и дневном пейзажах сменяются более плотным пастозным мазком в вечернем пейзаже. Иной пример живописного решения в летних пейзажах, в которых все залито щедрым летним солнцем - это такие работы как «Отражение. Лето», «Лазурь воды». Композиции этих холстов построены на энергии цветовых ритмов и движения: по небу бегут, гонимые ветром облака, скользят по поверхности реки их легкие тени, а прибрежные кусты, колышущиеся под летним теплым ветерком, словно любуются в зеркальном отражении водной голубизны. Природа в этих работах наполнена полнокровным ощущением жизни.

Портретный жанр в творчестве Башира Даурбекова в настоящее время развивается по нескольким направлениям, тем не менее, в нем достаточно ясно выявляется как общая направленность, так и смена форм выражения, каждая из которых отмечена определенными стилистическими чертами. Эти основополагающие принципы и стали отправной точкой для него, от которой ему удалось проникнуть в суть тех или иных явлений национального живописного искусства прошлого и художественно преломить их соответственно собственным исканиям, не утрачивая при этом своей индивидуальности. Большой интерес вызывают его графические портреты, а также автопортрет, написанные в различные периоды времени. Самобытность дарования Башира Даурбекова ярко проявилось в автопортрете, созданном художником более двадцати лет назад. В этой работе художник достигает жизненной полноты и правдивости благодаря композиционной изобретательности и своеобразных изобразительных средств. Художник выворачивает себя наизнанку, переведя в портрет то, о чем невозможно сказать словами. В этой картине автор показал не столько характер персонажа и присущие ему индивидуальные черты, сколько органическую связь образа с внешней средой, пронизанную светом, чистотой красок, характерной для пленэрной живописи. Образы, созданные художником в графическом исполнении, наиболее значимо выражают особенности художественного мироощущения, глубины его нравственной позиции, внимание к «таинственной лаборатории» человеческой души, все эти качества нашли свое отражение в таких работах, как портреты Иссы Плиева, Абоезида Бекова, Иссы Даурбекова, Нурдина Кодзоева. Для художника важнее всего не внешность изображаемого образа, а психологический анализ характера, возможность языком живописной пластики раскрыть для зрителя красоту и гармонию человеческой души.

Увлеченность художника неиссякаема, именно она помогает ему находить картинные мотивы там, где многие проходят мимо, не задерживая взгляда. Его умение превращать прозу в поэзию вызывает в памяти известное высказывание Н.В.Гоголя: «Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное...» Думается, эти слова имеют прямое отношение к творчеству Башира Даурбекова, которое неизменно привлекает внимание многочисленных зрителей. Его произведения можно увидеть в музеях, на крупнейших отечественных выставках. Он много работает, полон творческих замыслов, в его мастерской всегда чистые холсты, готовые к созданию новых произведений.

 

Алмазова Лейла

(из каталога выставки)

Рекомендуемые товары

Отзывы (0)

Ингушские пословицы

Воча тIехьено дай бийцаб || Никчемное потомство хвалится предками