8 918 812 72 73

Искусство и литература Ингушетии
Закажите обратный звонок.

Есть вопросы?
Позвоните нам.

Корзина пуста.

Корзина
ГлавнаяСтатьиПерсональная выставка Аюпа Цуроева "Солнечный всадник"

Персональная выставка Аюпа Цуроева "Солнечный всадник"

20 февраля 2015 - Администратор

Имя молодого талантливого художника Аюпа Цуроева стало известно совсем недавно. Самобытное творчество, имеющее глубокое национальное содержание - таково было первое впечатление от увиденных работ, выполненных из древесного капа, а также живописных произведений мастера. В настоящее время Аюп является автором более 60 живописных полотен - это пейзажи и портреты и более 30 работ, выполненных из капа - древесного нароста. Родился молодой художник 20 марта 1978 года в селении Яндаре, которое является одним из живописнейших уголков нашей республики. Название его звучит как песня - музыкально и поэтично! Люди, проживающие в нем известны своим гостеприимством и добротой. Первозданная красота окрестностей родного селения, зеленые просторы полей и лугов, бескрайние лесные массивы, древние курганы, таящие в себе множество легенд и сказаний, оказали огромное влияние на творческое мировоззрение молодого мастера.

Аюп вырос в большой и дружной крестьянской семье, в которой - один за всех и все за одного. Все радости и горести в семье делили между собой одинаково, каждый чувствовал поддержку близкого человека.

Заниматься живописью и изготовлением различных художественных изделий из капа он начал совсем недавно. Древесный кап - это необыкновенный по прочности и красоте материал, из него издавна изготовляли самые разнообразные поделки - шкатулки, портсигары, вазы и даже посуду.

Название древесного нароста происходит от древнеславянского слова «кап», что означает голова. С первого взгляда растущий кап действительно напоминает человеческую голову. Его можно обнаружить как на стволах, так и на ветвях старых деревьев. Прекрасные образцы каповой, как ее называли «репчатой» посуды, датированные 16-17 веками, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля.

По словам Аюпа, технология изготовления изделий из капа довольно трудоемкая, требует усидчивости и терпения. Решая композицию будущего изделия, мастер определяет, каким должен быть основной тон изделия. В зависимости от этого он выбирает породу и цвет древесины. Чтобы изобразить фигурку человека или животного мастеру нужно знать характерные движения, повадки и анатомию каждого создаваемого образа и после этого выбрать наиболее точную и выразительную позу. Миниатюрные фигурки, выполненные мастером, останавливают на себе взгляды, приглашая зрителя вместе с ним исследовать возможности дерева.

Чтобы стать профессиональным мастером, тем более резчиком по такому сложному материалу нужно иметь тонкий вкус, чувство динамики, пластики и огромное терпение. В дереве, как ни в каком другом материале чувствуется живое, трепетное отношение художника к созданным образам, словно они вышли из тесного дупла, освобожденные умелой рукой мастера - это целый ансамбль танцующих фигур - балерина, застывшая в позе арабеска, фигурист, выполняющий сложный элемент на льду. По мнению мастера, природа все сделала красиво, выразительно, стоит только увидеть и отсечь лишнее. Счастье Аюпа, что никто не укорял его за столь неперспективное увлечение. Наоборот, и старшие, и младшие его понимали и поддерживали. Созданные умелыми руками мастера кашпо, вазы, каминные полки, своеобразные композиции, предметы интерьера, столы, стулья - поистине произведения искусства. Главное в его работах не внешняя декоративность, а точно найденное соответствие образа, формы и способа воплощения, которое выражено в индивидуальной творческой манере.

 

Важное место в творчестве Аюпа Цуроева занимает живописное искусство. Человек и природа - так можно было бы определить коренные темы живописных работ молодого художника. Из всего окружающего Аюп сделал главным объектом изображения свою маленькую родину - село Яндаре, родной народ, его уникальную историю и культуру. В своих живописных работах художник пытается изобразить исторические места родного селения, не сохранившиеся до наших дней. Старинный дом с длиной верандой довоенной постройки, который сейчас почти не встретишь, освещаемый теплым солнцем, нежная весенняя травка, пробивающаяся из - под земли во дворе, одинокое деревце, протягивающее корявые голые ветви, словно напоминание о суровом времени, которое пришлось пережить обитателям этого скромного, но теплого и гостеприимного жилища, в котором были когда-то слышны звонкие детские голоса, неторопливые беседы седобородых стариков, праздничная суета, горечь потерь и разочарований.

Сюжеты пейзажных работ Аюпа просты и незатейливы - покосившийся деревянный деревенский плетень, стадо буйволов, переходящих маленькую речку, одинокое дерево посреди сельского луга - сколько ностальгии по прошедшим временам заключено в них.

Одна из последних работ «На закате» является знаковой для начинающего художника, так как является собирательным образом родного края, его маленькой роди­ны. Поле, покрытое разноцветьем полевых цветов, пронизанное лучами заходящего солнца, краснеющего на горизонте, а облака, плывущие по вечернему небу, усиливают впечатление простора и размаха. Пейзаж воспринимается как мгновенно найденный, схваченный с натуры вид, наполненный представлениями художника о красоте, совершенстве и гармонии. Особое значение в творчестве Аюпа Цуроева занимают портреты. Одними из лучших работ, выполненных автором, являются портреты прадеда и прабабушки художника - «Точиев Мусс», «Рахьи Точиева». Среди портретов, созданных кистью живописца, есть образы, имеющие историческое значение для ингушского народа - это такие работы как «Идрис Зязиков», «Ахмед Хачубаров», «Руслан Аушев». В портрете «Руслан Аушев» знаменитый генерал, первый президент Республики Ингушетия изображен в сложный период для республики. Он предстает пред зрителями в образе, полным чувством собственного достоинства, независимости и благородства. Художнику удалось замечательно передать пристальный взгляд наблюдательных, чуть глаз, искрящихся добродушием и весельем. Работа выполнена тщательно, каждая деталь продумана и тонка. Эта работа занимает видное место в галерее портретов, написанных Аюпом Цуроевым.

Всем своим творчеством художник стремится воссоздать зримый образ родины таким, каким он выкристаллизовался в душе молодой мастера, будь то пейзажи или портреты. И то, что удалось в итоге - это далеко не иллюстрация, это самостоятельные произведения, живописное дополнение к истории родного края. Цикл подобных работ составляют своеобразную живописную энциклопедию жизни ингушей в былые времена. Тем и ценно его искусство.

 

Алмазова Лейла,
научный сотрудник
Государственного музея
изобразительных искусств
Республики Ингушетия

(Из каталога выставки)

Рекомендуемые товары

Отзывы (0)

Ингушские пословицы

Йоачан а екхан а боарамагIа дика я || И солнце, и дождь – все хорошо в меру