8 918 812 72 73

Искусство и литература Ингушетии
Закажите обратный звонок.

Есть вопросы?
Позвоните нам.

Корзина пуста.

Корзина
ГлавнаяСтатьиОдежда и украшения ингушей. Эволюция костюма в XX-XXI вв. Ч.1.

Одежда и украшения ингушей. Эволюция костюма в XX-XXI вв. Ч.1.

12 марта 2016 - Администратор

Ингушский костюмКостюм всегда был подвержен изменениям, но в XX в. такие изменения стали происходить значительно быстрее. Они практически всегда начинались со смены материала и лишь затем  касались покроя и декора платья. Со второй половины XIX в. женские платья стали шить из легких, дешевых, доступных широким массам фабричных материй. Поэтому тот костюм, который был описан исследователями в начале XX в., уже претерпел некоторые изменения вследствие расширения рынка фабричных тканей и элементов отделки. В 1920-е годы в Ингушетии традиционный костюм все более и более «сдавал позиции», причем изменения затронули в большей степени женский костюм. Н.Ф. Яковлев писал о том, что в этот период в ингушских равнинных селениях часто можно было встретить женщин в одежде «напоминающей так называемую «городскую одежду» нашей деревни (т.е. Центральной России. – М.А., З.М.) с шалью или платочком на голове и открытым лицом».

Мужчины в этом смысле были более консервативны. Они, как и раньше, носили бешмет, черкеску из темного сукна с «кабардинкой» (низкой, отороченной каракулем суконной шапочкой) или папахой, штаны, черные кожаные «чувяки» и кожаные ноговицы. По замечанию Н.Ф. Яковлева, костюм ингуша был по-прежнему скромен и отличался отсутствием украшений. Только на ременном поясе висел кинжал в простых черных ножнах, а иногда и «маузер». Вместе с тем можно было встретить и мужчин «в верхних рубашках из ситца и в брюках из материалов, купленных в городе». В 1920-1930-е годы бешмет (особенно у молодежи) стала вытеснять «кавказская рубаха». В покрое таких рубах сочетались черты бешмета (высокий стоячий воротник, разрез посередине в верхней части груди, застегивающийся на мелкие пуговки и петельки из шнурка) и рубахи. Ее носили с брюками-галифе. Этот комплект был удобен для всадника и хорошо сочетался с сапогами и ноговицами, поэтому на Кавказе он быстро приобрел широкую популярность. До сих пор в Ингушетии некоторые представители старшего поколения сохраняют приверженность именно этому типу костюма.

Великая Отечественная война и депортация радикально повлияли на развитие костюма. Многие вещи (семейные реликвии, ювелирные украшения, старинное холодное и огнестрельное оружие и пр.), бережно передававшиеся из поколения в поколение, были утрачены. Вместе с тем на новых местах обитания ингуши познакомились с модными тогда силуэтами. Так, по рассказам информантов, большое впечатление на ингушек в Казахстане произвела элегантная одежда немецких женщин (также из числа ссыльных). От них ингушки восприняли своего рода «моду» на строгий костюм: блузка, юбка прямого покроя и жакет.

На эволюцию костюма оказали влияние и иные, весьма мощные факторы. Локальные (этнические) особенности костюма, конечно, сохранялись, но проявлялись они главным образом в деталях в разнообразии женских головных уборов, в особенностях цветовой гаммы и украшений костюма и пр. Так, ингуши вместо папах стали носить шляпы «городского» фасона летом и норковые шапки в холодное время года. Папаха и в советское время, и сегодня остается востребованным элементом мужского костюма. В последние десятилетия ношение папахи приобрело несколько иное значение - стало для мужчин своеобразным символом «зрелости», умудренности жизненным опытом. В современном ингушском обществе носить ее могут позволить себе только мужчины, перешагнувшие условный «средний возраст».

В советское время в женском костюме среди необходимых, «базовых» вещей «прижились» и новые элементы гардероба. Они не нарушали общей архитектоники костюма и стали его неотъемлемой частью. Более того, использование этих новых предметов стало даже восприниматься как необходимость. Известно, что и в Ингушетии и в других районах Северного Кавказа вплоть до недавнего времени считалось неприличным для женщин среднего и. старшего возраста появляться «на людях» без тонких капроновых чулок даже в жаркую погоду. <…>

Ингушский костюм в той или иной степени развивался в русле того процесса, который можно назвать социокультурным замещением основных элементов традиционного костюма новыми, современными. Наиболее ярко этот процесс проявился на Кавказе (в том числе и в Ингушетии) в повсеместном переходе от ношения традиционных серебряных украшений женского костюма к золотым изделиям с драгоценными камнями.

Традиция носить золотые украшения с драгоценными камнями сложилась именно в XX в., а точнее в 1970-1980-е годы. Постепенное замещение традиционных серебряных украшений золотыми в свадебном дарообмене воспринималось обществом как вполне естественный процесс. При этом свадебным подарком могли быть все же не любые золотые ювелирные украшения, а преимущественно те из них, которые ценились на Кавказе и были частью региональной моды. В качестве примера укажем на гарнитур «малинка». Форма «малинка» (собранная из одинаковых по размеру драгоценных камней, а также серьги и кольца с акцентом на более крупный центральный камень с обводкой из более мелких) не является оригинальным произведением советских ювелиров. В 1980-1990-е годы этот набор пользовался в Ингушетии исключительной популярностью в качестве свадебного подарка невесте.

Мужчины в последнее время, как правило, золотых украшений не носят, хотя в последней трети XX в. это наблюдалось повсюду, не исключая и Ингушетию. Более того, в начале 1990-х годов регион затронула тенденция носить массивные золотые часы, перстни, цепочки и пр. Однако она довольно быстро прошла. В этом важнейшую роль сыграл другой тренд, набирающий силу в республике - становление «мусульманской моды». Согласно предписаниям ислама мужчинам не рекомендуется носить золото и шелк. <…>

 

М.С.-Г. Албогачиева, З.У.Махмудова

(из книги «Ингуши».
отв. редакторы М.С.-Г Албогачиева,
А.М. Мартазанов, Л.Т. Соловьева.
Серия «Народы и культуры»)

Рекомендуемые товары

Отзывы (0)

Ингушские пословицы

Вижа уллачоа хьалтIамаш бага лелхаргьяц || Лежебоке галушки в рот не залетят