8 918 812 72 73

Искусство и литература Ингушетии
Закажите обратный звонок.

Есть вопросы?
Позвоните нам.

Корзина пуста.

Корзина
ГлавнаяСтатьиОдежда и украшения ингушей. Мужской костюм

Одежда и украшения ингушей. Мужской костюм

20 июня 2015 - Администратор

Традиционный мужской костюм ингушей имел много общих черт с костюмом других народов Северного Кавказа, что объясняется тесными и длительными взаимными связями народов Кавказского региона и сходными условиями жизни. Л.П. Семенов, проводивший археологические исследования в горной Ингушетии, писал: «Старинное мужское одеяние состоит из холщовой рубахи, холщовых штанов со вздержкой (иногда с кожаными штрипками), цветного шелкового халата, спускающегося ниже колен, с длинными рукавами (часто длиннее кистей рук), второго, более короткого, цветного, стеганого халата с укороченными рукавами, опоясанного белым холщовым кушаком или узким ремнем с медным или железным набором. На голову надевалась чаще всего цветная стеганая шапка (иногда с кисточкой), реже - меховая с цветным верхом. Обувь составляли сафьяновые чувяки (чаще красные, реже черные), иногда - башмаки или сапоги, подбитые железными скобками».

В XIX - начале XX в. мужская верхняя одежда состояла из рубашки (коч), штанов (хачи), бешмета (гIовтал), черкески (чокхи), папахи (кхакхан кий), бурки (ферта), башлыка (палчакх). Д.А. Милютин (1830-е годы) отмечал, что одежда мужчин состоит из черкески с газырями, широких шаровар, шапки, ноговиц и чувяков. Некоторые дополнительные сведения имеются в работе Н.Ф. Грабовского: «Одежда ингуша не представляет роскоши: мужчина обыкновенно носит ситцевую рубаху и бешмет, нанковые (хлопчатобумажные. - М.А., З.М.) штаны, черкеску из грубого самодельного сукна, кожаные или суконные ноговицы и чувяки и овчинную папаху». В «Словаре» Ф. Брокгауза и Э. Эфрона отмечалось, что мужская одежда состоит из суконной черкески черной, серой или коричневой, ситцевого бешмета, суконных шаровар, суживающихся к низу; обувь - чувяки из сыромятной кожи, а в горной местности преимущественно башмаки на толстой подошве, на голову надевали шапку из бараньей шкуры.

Специфическую форму имел ингушский мужской головной убор - высокая, несколько расширяющаяся кверху папаха, поверх нее в ненастную погоду накидывали башлык. У ингушей башлык имел впереди небольшой козырек, выкроенный под прямым углом.

Важным элементом одежды была бурка, которую носили зимой и летом. Она изготавливалась из овечьей шерсти, по форме напоминала усеченный конус и защищала от любой непогоды. Легкая и теплая, бурка служила и подстилкой, и одеялом одновременно, была удобна при верховой езде.

Письменные источники сохранили информацию о некоторых особенностях профессиональной одежды у ингушей. Например, один из авторов так описал одежду охотника (чарахъ): «Он надел чувяки с сафьяновыми ноговицами, поршни из сыромятной кожи, с плетеными ременными подошвами; в газыри насыпал порох, который затыкался круглою свинцовою пулею, обернутой в засаленную тряпочку; к поясу привесил старый кинжал и кисет из бычьего пузыря, наполненный махоркою; за плечи закинул мохнатую кожаную котомку с провизией, состоявшей из овечьего сыра и шести кукурузных лепешек; за пояс заткнул веревку со связкою стальных кошек и коротенькую трубку». Далее приводится описание одежды пастуха (бежIу): «Он одет в рубашку, штаны и камзол из грубой шерсти домашнего производства, поверх камзола одета бурка из еще более грубой шерсти, крепившаяся спереди с помощью самодельной деревянной спицы. На голову одевалась шапка из овчины, а на ноги надевались сыромятные кожаные сапоги, набитые травою». В материалах Комиссии по изучению Нагорной полосы Терской области за 1909 г. имеется сообщение, что «косари косят или босиком, или же в чувяках с подошвами из ременного переплета...». Вероятно, речь здесь идет об обуви из сыромятной кожи с подошвой, сплетенной из ремней, которую носили пастухи и охотники, так как она не скользила на горных склонах.

Мужской костюм, особенно у состоятельных людей, долгое время имел некоторые функциональные компоненты, которые могли служить и украшениями - пояс (тlexкap), газыри (бустамаш), часы (сахъат) и т.д. Е.Н. Студенецкая выделяет два типа мужских поясов: кожаные с металлическим набором; из ткани или войлока. Во второй половине XIX - начале XX в. более всего были распространены пояса в виде узкого кожаного ремня. На одном конце пояс имел пряжку, в которую продергивался другой конец пояса, снабженный металлическим наконечником. Пояс туго затягивался на талии, а длинный кончик продевали в подвижную обоймочку. Такие пояса носили повседневно, они были доступны любому горцу. Праздничные пояса украшали многочисленными, часто серебряными бляшками и подвесками разной формы. <…>

Отличие черкески от сходных по покрою кафтанов и т.п. видов одежды составляют карманчики для газырей, которые с конца XVIII в. стали нашивать на черкеску по обеим сторонам груди. В эти карманы вставлялись газыри (по 7-9 штук). Изначально они выполняли не столько декоративную, сколько практическую функцию. В узких длинных карманчиках хранились заряды для кремневых ружей и пистолетов, помещавшиеся в специальных емкостях, патронах, имеющих декоративные крышки, украшенные серебряным чеканным или литым навершием, часто с чернью. Охватывая практически всю грудь, газыри выполняли и защитную функцию, прикрывая тело от рубящих ударов холодным оружием.

В позднесредневековых погребениях Ингушетии обнаружены мужские кольца из бронзы, однако данные относительно существования подобных украшений в более поздний период очень скудны.

Со второй половины XIX в. роскошным дополнением мужского костюма стали карманные часы. Их покупали на рынках ближайших городов. Часы выполняли не только практическую функцию, но и использовались как дорогой престижный аксессуар. По мере расширения их производства и удешевления главным образом серебряные часы стали использоваться как вид подарка. Именно карманные часы (как старинные, так и современной работы), а не наручные (на браслете) и сегодня имеют широкое бытование у мужчин старшего поколения.

 

М.С.-Г. Албогачиева, З.У.Махмудова

(из книги «Ингуши».
отв. редакторы М.С.-Г Албогачиева,
А.М. Мартазанов, Л.Т. Соловьева.
Москва. Изд. «Наука». 2013.
Серия «Народы и культуры»)

Рекомендуемые товары

Отзывы (1)

Ингушские пословицы

Дукха ваьхачунга ма хата, дукха дайначунга хата || Спрашивай не у того, кто долго жил, а у того, кто много видел