8 000 000 00 00

Искусство и литература Ингушетии
Закажите обратный звонок.

Есть вопросы?
Позвоните нам.

8 000 000 00 00 

8 000 000 00 00

ГлавнаяСтатьиИнгушские войлочные ковры – истинги

Ингушские войлочные ковры – истинги

8 сентября 2015 - Администратор

Ингушский истингС незапамятных времен, войлок из овечьей шерсти, сваленный вручную, был незаменимым спутником ингушей в быту, в поле и на охоте. Войлок отвечал функциональным потребностям горцев, обогревая их глиняный пол в каменных саклях, а нуждам эстетического уюта отвечали коврики со смысловыми орнаментами из крашеного войлока (къоарз истинг - инг. «разноцветный коврик»).

Самые качественные истинги получались из шерсти осенней стрижки, состриженной со спины. Шерсть тщательно промывали в тот же час после стрижки в холодной воде, сушили на солнце, расчесывали. Производство истингов больших размеров, примерно от 150х250 см., было делом очень трудоемким, и для этой работы созывались, как правило, женщины из круга ближайшего родства или соседки.

Расчесанная шерсть равномерно выкладывалась на плотное сукно высотой примерно до 40-50 см., после чего она обильно смачивалась теплой сывороткой. На самом краю уложенной шерсти укладывалась идеально обтесанная палка круглого сечения, на которую равномерно по всей длине уложенной шерсти накручивали край сукна с шерстью. Далее укутанную на палку шерсть с сукном плотно обвязывали веревкой по всей длине и начинали валяние. Женщины, подложив под колени куски плотного войлока, в две-три пары рук начинали валять войлок локтями. Были специальные считалочки или песни, совместное произнесение которые определенное количество раз было признаком окончания валяния. Как правило, процесс валяния мог включать до 4-5 часов беспрерывной работы.

Готовый войлок раскатывался и сушился пол солнцем день или два, в зависимости от температуры воздуха. Дальнейшая работа по сборке ковра была исключительной прерогативой самой хозяйки. Выбор орнамента, цвета и наличие бордюра - все это было продиктовано или фантазией хозяйки, или условиями сделанного заказа.

Производство истинга было безотходным производством. Достигалось это путем принципа "объектив-негатив". Вырезанный "негатив" извлекался из одного полотна и вшивался в "объектив" второго полотна. После того как был определен общий рисунок истинга, острым ножом вырезался орнамент по заданным линиям нанесенным куском извести. После того как идеально частыми и плотными стежками сшивались орнамент с основой, поверх этих стежков нашивался плотный шнур из хлопчатобумажного домашнего плетения, исключительно белого цвета. На последней стадии истинг окантовывали более плотным шнуром или орнаментальной каймой, вытягивая его или сжимая таким образом, чтобы получился идеальный прямоугольник. Сшитый истинг еще два дня сушился в тени, после чего под слоем плотной материи утюжился.

Войлочный коверНо самой неизведанной и интересной страницей, связанной с ингушским истингом, остается говорящий ингушский орнамент. Есть у ряда ученых предположения, что эти орнаменты таят в себе смысловую нагрузку. В эпоху отсутствия письменности у ингушей было весьма актуальным передавать зашифрованную информацию с одного аула в другой или с гор на плоскость или наоборот.

С 18 века в производстве истингов прослеживается определенное разделение труда. Например, в селах Ангушт и Ахки-Юрт проживали мастерицы-красильщицы, которые ведали множеством секретов натурального крашения войлока. Количество получаемых цветов и оттенков иной раз доходило до сорока. Сырьем и ферментами для красителей чаще всего служили горно-полевые растения, редкие цветы, корневища кустарников, кора диких фруктовых деревьев, известь, редкие лесные ягоды и минералы горных и речных пород. Работа валяльщиц шерсти из Ачалуков, Насыр-Корта, Гамурзиево и Альтиево также отличалась отменным качеством и спросом. В целом, нужно отметить, что в большинстве случаев это был цикличный вид производства, сосредоточенный в одних руках при помощи процедуры «белхи» - совместного труда.

В 18-19 веках не редки были случаи продажи ингушских истингов на рынках Тифлиса, Дербента, Кизляра и Владикавказа. Спрос на них был большой, и, несмотря на неспокойную обстановку в Ингушетии, часты были визиты армянских и азербайджанских купцов, которые приезжали на ингушские земли, в том числе и во Владикавказ, за войлочными коврами - истингами, привлекавшими внимание уникальным орнаментом и яркими цветами.

 

Ахильгова Райшат

Отзывы (0)

Ингушские пословицы

Вижа уллачоа хьалтIамаш бага лелхаргьяц || Лежебоке галушки в рот не залетят